Международный Центр Дистанционного Обучения 'KURSY.RU'

Международный Центр Дистанционного Обучения KURSY.RU

Курс "Вольная журналистика"

Свобода, деньги, известность !

Фрагменты лекций

Copyright © 1999-2010 Александр Левитас

Из 1-й лекции - "Как придумать тему для статьи?"

Четвёртый способ - "смена точки зрения". Берётся любая стандартная (или нестандартная) ситуация и описывается с непривычной точки зрения. Например, Вы обедаете в столовой или в ресторане - ничего особенного, правда? А что если описать ту же ситуацию с точки зрения официанта? С точки зрения повара? С точки зрения обеда, наконец?! Вы привыкли к призывам быть осторожным на дороге? А как насчёт статьи: "Десять быстрых и надёжных способов совершить самоубийство за рулём"? Что если описать футбольный матч с точки зрения арбитра? Экзамен в университете с точки зрения преподавателя? С точки зрения студента, который хочет провалить экзамен? Что если взглянуть на "ментовский беспредел" с точки зрения "мента"? Что если написать статью "Как знакомиться с девушками на улице?" с точки зрения девушки? Только учтите: ...

Седьмой способ - участие в дискуссиях в группах новостей (newsgroups), имеющих отношение к Вашей области специализации, в Интернете и в ФИДО. Или, что отнимает несколько меньше времени, чтение этих дискуссий. Наиболее часто повторяющиеся вопросы, наиболее интенсивно обсуждаемые темы, наиболее типичные заблуждения и ошибки, интересные повороты в дискуссии, рассказы участников дискуссии, истории из их личного опыта или опыта их знакомых - всё это может стать темой для статьи, которую многие сочтут интересной.


Из 2-й лекции - "Как найти покупателя на статью?"

В четвёртых, используйте коллекции инструкций, которые редакторы журналов пишут для потенциальных авторов. Хотя этот способ стоит четвёртым по порядку, он, вероятно, является самым эффективным, т.к. позволяет в короткий срок и без особых усилий получить подробнейшую информацию о многих изданиях. Я рекомендую Вам начинать составление картотеки именно с поиска в этих коллекциях. Это, вероятно, самые ценные из ресурсов, связанных с газетами и журналами - в них содержится информация о самом журнале или газете, о том, какие темы интересуют редактора, какой стиль кажется ему наиболее подходящим, сколько журнал платит за статьи и т.п. В этих коллекциях Вы найдёте информацию о нескольких тысячах изданий периодической печати, возможен просмотр по категориям и/или поиск по ключевым словам. Где найти такие коллекции? Загляните сюда:


Из 3-й лекции - "Как начать и закончить статью?"

10) Установка барьера ("НЕТ!"). Суть приёма - попросить читателя не читать, не заглядывать, немедленно перелистнуть страницу, не пытаться решить задачу, предупредить о секретности, невозможности или крайней сложности чего-то, сказать "Даже не пытайтесь" и т.п. Несмотря на внешнюю простоту, способ весьма эффективен. Очень уж сильна в людях тяга ломиться в закрытую дверь, лазить через заборы и подглядывать в замочную скважину. Психологи в своё время провели несложный опыт: вешали на досках объявлений два плаката, на одном из которых крупными буквами было написано "ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!", а на другом - таким же шрифтом - "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!" Мало кто обратил внимание на первый плакат, а вот около второго люди толклись постоянно. Барьер может быть полным ("Не читайте...") или избирательным ("Если Вы ... - не читайте..."). Использовать этот приём слишком часто не стоит, но когда нужно привлечь внимание читателей к Вашей статье, установка барьера может дать просто термоядерный эффект.

"Если Вы уверены, что ни Вам, ни Вашим близким не угрожает опасность стать жертвой насильника - не тратьте время зря, перелистните страницу. Если Вы из тех, кто предпочитает учиться на своих собственных ошибках - не читайте эту статью, она не для Вас."

Левитас А., "История несостоявшегося изнасилования" (черновой вариант)

"Стой! Ни в коем случае не читай дальше! Иначе ты сможешь узнать о секретах фокусников. Если прочитаешь, не присылай решения конкурсных задач - иначе получишь приз! А если ты решился написать, не указывай свою фамилию - иначе попадешь в газету!"

Викентьев И.Л., "Фокус! Фокус! Фокус!"

"Бр-ррр-р! Дальше можно не читать. Речь пойдет о сексе."

Шахиджанян В.В., "Про ЭТО"

Следует заметить, что перечисленные способы можно комбинировать между собой. Так, третий пример для приёма "Внесение загадки" ("Пассажиры автобуса с удивлением увидели...") на самом деле объединяет в себе два способа - "загадку" и "шок", четвёртый пример для того же приёма ("Вопрос: десятки ткачих день и ночь трудились, создавая это подлинное произведение искусства...") - "загадку" и "анекдот" и т.п.


Из 4-й лекции - "Как получить заказ на статью?"

В принципе, чем крупнее издание, тем больше предложений получает редактор (например, редактор "National Geographic" обычно выбирает в каждый номер 30-35 статей и заметок из 7,000-8,000 предложенных ему), тем серьёзнее он подходит к стилю Вашего письма, тем выше требования и тем больше шансов получить отказ, поэтому письма в крупные журналы и газеты должны писаться не по шаблону, а индивидуально - в том же стиле, в котором написаны большинство статей в этом издании, вплоть до длины предложений, использования иностранных слов и т.п. Редакторы "средних" журналов подходят к таким вещам менее формально, да и небольшие ошибки они Вам, скорее всего, простят. Ну а редакторы небольших и небогатых изданий часто вообще очень спокойно относятся к форме и стилю писем - тем не менее особо расслабляться не стоит, пусть уж лучше Ваше письмо будет написано слишком хорошо, нежели слишком плохо.

Первый раз следует обратиться к редактору по имени-фамилии (Василий Пупкин, John Doe и т.п.). Упаси Вас Бог сделать ошибку в написании имени редактора! Если речь идёт о редакторе англоязычного издания и Вы знаете пол редактора, можно добавить Ms. или Mr. соответственно. Если Вы получили ответ, во всех следующих письмах имеет смысл обращаться к редактору так, как он подписался в конце письма (т.е. если я обратился "Mr. John Doe!" и получил письмо, подписанное просто "John", своё следующее письмо мне стоит начать "Hello, John!" или "Dear John!"). Если Вы не знаете имени редактора, постарайтесь его узнать (это достаточно важно - мало кто любит обращение "Эй, ты!"), но если не удалось - можно начать письмо с нейтрального "Уважаемый редактор!" или "Dear Editor!", а уж отвечая Вам, редактор укажет своё имя.

Всё письмо должно представлять собой один связный текст.


Из 5-й лекции - "Как вести переговоры с редактором?"

Второе - права (rights). Если Вы планируете впоследствии продать ту же статью в какое-то другое издание, Вы должны сохранить за собой право на это. Очень часто контракт с западным журналом содержит упоминание о покупке всех прав (all rights), а это означает, что журнал действительно приобретает все права на Ваш текст и может использовать его по своему усмотрению любое количество раз и в любой форме, у Вас же остаётся одно-единственное право - право на упоминание Вас как автора текста при каждой публикации. Вы уже не можете распоряжаться этим текстом, и если Вы просто отправите Вашу статью приятелю, чтобы он её почитал, Вы фактически нарушите закон - а уж о публикации в другом издании и говорить нечего. Если контракт содержит пункт о продаже всех прав, поинтересуйтесь у редактора, действительно ли это важно для него, и не устроит ли его такой вариант, как first English language rights (право на первую публикацию - т.е. до того, как этот материал будет опубликован где-либо ещё - один раз на английском языке) или first serial English language rights (право на первую публикацию этого материала на английском языке + право на дополнительные публикации на английском же). Достаточно часто редактор соглашается, оговорив минимальный срок между публикацией в его журнале и любой последующей публикацией. Можно также предложить first world rights (право на первую публикацию по всему миру и на любом языке), first serial world rights (право на первую публикацию и на дополнительные публикации в любой стране мира и на любом языке) или, на худой конец, all English language rights (т.е. журнал получит все права на Вашу статью на английском языке, а у Вас останется право публиковать её на других языках, в т.ч. и на русском). Некоторые журналы с самого начала просят first serial rights или что-то в этом роде, так что с ними этой проблемы не будет.


Из 6-й лекции - "Как собирать материал для статьи?"

4) Поиск на сайтах информационных ресурсов - существуют специальные сайты для журналистов, где собраны ссылки на всевозможные информационные ресурсы, в которых журналист может искать интересующие его сведения. В качестве примера приведу великолепный сайт "Barby's Researcher's Page" моей уважаемой коллеги Барбары Шэпард (http://www.есть-такой-сайт.com/index.html) - на нём Вы найдёте ссылки на тысячу-другую источников информации едва ли не обо всех мыслимых областях человеческой деятельности, начиная с прогноза погоды и результатов чемпионата по футболу и заканчивая пособиями по выживанию на войне и архивами ЦРУ и ФБР. Причём речь идёт не просто о коллекции ссылок на абы какие сайты, посвящённые той или иной теме - ссылки ведут только на странички, являющиеся ценным источником информации, которым может воспользоваться профессиональный журналист: официальные сайты учреждений и организаций, архивы, справочники и т.п. Ссылки разбиты на тематические разделы - такие как "Отдых и развлечения", "Пища и напитки", "Религия", "Армия", "Спорт", "Образование", "Здоровье и медицина" и т.п. Приведу ссылки ещё на несколько российских и западных сайтов подобного типа:


Из 7-й лекции - "Как писать статью?"

Решив, какой именно тип структуры Вы хотите использовать, надо построить план статьи. В принципе, это необязательный этап и профи порой обходятся без него. Тем не менее, на мой взгляд, составление плана значительно облегчает дальнейшую работу и делает статью более качественной, так что не стоит им пренебрегать. План статьи обычно представляет собой список ключевых абзацев с кратким упоминанием того, о чём пойдёт речь в этом абзаце. Как строят план статьи? Каждый делает это по-своему. Могу лишь рассказать о том, как это делаю я. Обычно, когда я начинаю готовить план статьи, я беспорядочно записываю на листке бумаги все те факты и те темы, которые я хотел бы затронуть в этой статье, и беру каждую из них в рамочку - впоследствии из каждой такой рамочки родится абзац. Затем выбираю те "рамочки", которые непременно должны идти одна за другой - и соединяю их стрелочками. В результате на листке образуется несколько "цепочек" - и их я, в свою очередь, соединяю между собой, пока не получится одна "цепочка", проходящая через все "рамочки". Если какой-то отдельный факт так и не попадает в эту "цепочку", я либо подыскиваю для него место, либо попросту вычёркиваю его. Когда, наконец, формируется окончательная "цепочка", рядом с каждой "рамочкой" я буквально в двух словах записываю те подробности, которые должны войти в этот абзац. Обычно я даю плану "отлежаться" день или два, затем просматриваю его по новой, иногда исправляю его, после чего сажусь и начинаю писать статью, раскрывая каждую "рамочку" в абзац текста. Затем остаётся лишь добавить заголовок и начало статьи, которые Вы уже придумали во время работы над 3-й лекцией (либо написать новые) и придумать качественное окончание.


Из 8-й лекции - "Как оформить статью для продажи?"

Если Вы посылаете распечатку статьи по почте, имеет смысл приложить к ней дискету на 1.44 с файлами в двух форматах (Word и обычный текст), содержащими текст статьи, а в сопроводительном письме упомянуть, что Вы послали файлы на дискете, дабы облегчить их ввод в компьютер. Скорее всего, редактор оценит Вашу заботу о нём.

Некоторые статьи требуют дополняющих фотографий/негативов/слайдов или рисунков (в области, в которой я специализируюсь, таковы практически все статьи). Как обычно, информацию о том, какими должны быть фотографии и/или рисунки следует поискать в инструкциях для авторов, а если её там нет - спросить у редактора, каковы предъявляемые к ним требования. На случай, если Вам не удастся получить вразумительный ответ, упомяну несколько важных моментов. Перво-наперво, некоторые журналы платят дополнительный гонорар за фотографии/рисунки, но большинство этого не делают - проверьте это в... правильно, в инструкции для авторов. Обычно редакторы предпочитают получать чёткие цветные фотографии размером 20 х 25 сантиметров или около того и без глянца. Если Вы фотографируете человека или предмет, он ни в коем случае не должен "резаться", т.е. должен полностью входить в кадр (если речь идёт о портрете наподобие фотографии на паспорт - в кадре должны полностью поместиться голова и плечи человека), фотографировать лучше всего на однородном контрастном фоне (например, на фоне белой стены). На обороте каждой фотографии следует фломастером (ни в коем случае не карандашом и не ручкой - чтобы не помять бумагу и не испортить фотографию) надписать номер фотографии и написать, что эта фотография послана Вами (Ваши имя и фамилия) как иллюстрация к Вашей статье "...", а также добавить copyright notice (с указанием имени фотографа, разумеется). Вместе с фотографиями Вы должны также послать список подписей к ним (captions):

  Фото N1. Вася Пупкин пилит дрова
  Фото N2. Вася Пупкин на фоне курятника

и т.п. Список печатается на отдельном листе и вкладывается либо сразу после сопроводительного письма, либо после распечатки статьи. Сами фотографии стоит вложить в отдельный конверт (заклеивать его не нужно) и уже его вложить в конверт с рукописью.


Из 9-й лекции - "Как продать статью много раз?"

В издания первой группы Вы можете продавать свою статью много раз, не внося в неё никаких изменений вообще. Проблема, однако, в том, что далеко не всякая статья подходит для такого рода журналов - вряд ли Вам удастся пристроить статью о генной инженерии в "Христианский голос" или заметку о ролевых играх под Москвой - в "Вестник Висконсина". Что обычно идёт в таких изданиях "на ура", так это юмор (разумеется, не являющийся оскорбительным для читателей) и всевозможные советы: рецепты, заметки о садоводстве, советы родителям, рекомендации по дизайну квартиры и подбору одежды, способы управления собственным временем, всевозможные подражания Карнеги ("Как завоёвывать друзей", "Как познакомиться с девушкой", "Как покончить с беспокойством" и т.п.), советы, связанные с питанием, образом жизни и здоровьем, тесты наподобие "Творческий ли Вы человек?" или "Кто Вы - взрослый, подросток или ребёнок?" и другие тому подобные вещи, способные заинтересовать среднего человека. По мнению моей уважаемой коллеги Деборы Клауди, лучше всего продаются и перепродаются советы родителям, на втором месте стоит юмор. Если Ваша статья посвящена чему-то из перечисленного выше, Вы имеете неплохие шансы продать её снова. Следует учесть, что издания этой группы платят не очень хорошо - обычно десяток-другой (от силы полсотни) долларов за статью. Зато их довольно много и при некотором везении Вы можете продать одну и ту же статью 15-20 раз, а то и больше, не исправив в ней ни одной запятой.

Если Вы работаете с изданиям из разных англоязычных стран, примите к сведению, что язык, на котором говорят и пишут в этих странах, только формально называется английским - на самом деле существует английский язык, а также австралийский, американский и другие языки, имеющие много общего с английским, но в то же время отличающиеся от него как правилами правописания, так и значениями многих слов и т.п. Работая в Word, используйте правильный spellchecker, grammar и thesaurus. Уведомите редактора, что Вы пишете на "американском английском" (или "великобританском английском", если это то, что Вы учили), поэтому может случиться так, что в некоторых местах Вы подберёте не самые удачные слова. Заведите виртуальное знакомство с кем-то из тех краёв, куда Вы собираетесь посылать свои статьи, и перед отправкой в редакцию подсовывайте их этому человеку.


Из 10-й лекции - "Где найти дополнительную информацию?"

4) Доски объявлений "Требуются авторы".

Таких досок тоже немало, так что я опять приведу список тех, на которые периодически заглядываю сам. Если это покажется Вам недостаточным - Вы можете поискать дополнительные ресурсы такого типа, используя поисковые машины.

http://www.есть-такой-сайт.com/ - объявления типа "Требуются авторы". На этом же сервере, на странице по адресу http://www.есть-такой-сайт.com/tutorial.html Вы найдёте пособие "Как найти работу для автора в Сети".

http://www.есть-такой-сайт.com/classifieds.html - объявления "Требуются" с указанием того, в какой форме журнал или издательство платит авторам - деньгами, копиями журнала или же не платит вообще.

http://www.есть-такой-сайт.com/writers.htm - объявления "Требуются авторы" на сервере "Телеработа" (http://www.есть-такой-сайт.com/). Вы можете покопаться и в других категориях на этом сервере - возможно, найдёте что-то для себя.

http://www.есть-такой-сайт.net/JOB/newsjob.html - довольно обширная коллекция ссылок на страницы, где можно найти предложения работы.

http://www.есть-такой-сайт.com/jobs.htm - предложения работы, однако большей частью речь идёт о работе "вживую".

http://www.есть-такой-сайт.com/uddrjobs.htm - ссылки на сайты, где можно найти предложения работы, однако и здесь речь идёт в первую очередь о работе на месте, а не по Сети.

http://www.есть-такой-сайт.com/jobs.htm - предложения работы для авторов.


Записывайтесь на курс "Вольная журналистика"!

Ещё раз спасибо за проявленный интерес!

Ольга Рукенглаз,
преподаватель курса "Вольная журналистика".

Rambler's Top100 Rambler's Top100