Четвёртый способ - "смена точки зрения". Берётся любая стандартная (или нестандартная) ситуация и описывается с непривычной точки зрения. Например, Вы обедаете в столовой или в ресторане - ничего особенного, правда? А что если описать ту же ситуацию с точки зрения официанта? С точки зрения повара? С точки зрения обеда, наконец?! Вы привыкли к призывам быть осторожным на дороге? А как насчёт статьи: "Десять быстрых и надёжных способов совершить самоубийство за рулём"? Что если описать футбольный матч с точки зрения арбитра? Экзамен в университете с точки зрения преподавателя? С точки зрения студента, который хочет провалить экзамен? Что если взглянуть на "ментовский беспредел" с точки зрения "мента"? Что если написать статью "Как знакомиться с девушками на улице?" с точки зрения девушки? Только учтите: ...
Седьмой способ - участие в дискуссиях в группах новостей (newsgroups), имеющих отношение к Вашей области специализации, в Интернете и в ФИДО. Или, что отнимает несколько меньше времени, чтение этих дискуссий. Наиболее часто повторяющиеся вопросы, наиболее интенсивно обсуждаемые темы, наиболее типичные заблуждения и ошибки, интересные повороты в дискуссии, рассказы участников дискуссии, истории из их личного опыта или опыта их знакомых - всё это может стать темой для статьи, которую многие сочтут интересной.
10) Установка барьера ("НЕТ !"). Суть приёма - попросить читателя не читать, не заглядывать, немедленно перелистнуть страницу, не пытаться решить задачу, предупредить о секретности, невозможности или крайней сложности чего-то, сказать "Даже не пытайтесь" и т.п. Несмотря на внешнюю простоту, способ весьма эффективен. Очень уж сильна в людях тяга ломиться в закрытую дверь, лазить через заборы и подглядывать в замочную скважину. Психологи в своё время провели несложный опыт: вешали на досках объявлений два плаката, на одном из которых крупными буквами было написано "ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !", а на другом - таким же шрифтом - "НЕ ЧИТАЙТЕ !" Мало кто обратил внимание на первый плакат, а вот около второго люди толклись постоянно. Барьер может быть полным ("Не читайте...") или избирательным ("Если Вы ... - не читайте..."). Использовать этот приём слишком часто не стоит, но когда нужно привлечь внимание читателей к Вашей статье, установка барьера может дать просто термоядерный эффект.
"Если Вы уверены, что ни Вам, ни Вашим близким не угрожает опасность стать жертвой насильника - не тратьте время зря, перелистните страницу. Если Вы из тех, кто предпочитает учиться на своих собственных ошибках - не читайте эту статью, она не для Вас."
Левитас А., "История несостоявшегося изнасилования" (черновой вариант)
"Стой ! Ни в коем случае не читай дальше ! Иначе ты сможешь узнать о секретах фокусников. Если прочитаешь, не присылай решения конкурсных задач - иначе получишь приз ! А если ты решился написать, не указывай свою фамилию - иначе попадешь в газету !"
Викентьев И.Л., "Фокус! Фокус! Фокус!"
"Бр-ррр-р! Дальше можно не читать. Речь пойдет о сексе."
Шахиджанян В.В., "Про ЭТО"
Следует заметить, что перечисленные способы можно комбинировать между собой. Так, третий пример для приёма "Внесение загадки" ("Пассажиры автобуса с удивлением увидели...") на самом деле объединяет в себе два способа - "загадку" и "шок", четвёртый пример для того же приёма ("Вопрос: десятки ткачих день и ночь трудились, создавая это подлинное произведение искусства...") - "загадку" и "анекдот" и т.п.
4) Поиск на сайтах информационных ресурсов - существуют специальные сайты для журналистов, где собраны ссылки на всевозможные информационные ресурсы, в которых журналист может искать интересующие его сведения. В качестве примера приведу великолепный сайт "Barby's Researcher's Page" моей уважаемой коллеги Барбары Шэпард (http://www.вымарано-цензурой.com/index.html) - на нём Вы найдёте ссылки на тысячу-другую источников информации едва ли не обо всех мыслимых областях человеческой деятельности, начиная с прогноза погоды и результатов чемпионата по футболу и заканчивая пособиями по выживанию на войне и архивами ЦРУ и ФБР. Причём речь идёт не просто о коллекции ссылок на абы какие сайты, посвящённые той или иной теме - ссылки ведут только на странички, являющиеся ценным источником информации, которым может воспользоваться профессиональный журналист: официальные сайты учреждений и организаций, архивы, справочники и т.п. Ссылки разбиты на тематические разделы - такие как "Отдых и развлечения", "Пища и напитки", "Религия", "Армия", "Спорт", "Образование", "Здоровье и медицина" и т.п. Приведу ссылки ещё на несколько сайтов подобного типа:
Решив, какой именно тип структуры Вы хотите использовать, надо построить план статьи. В принципе, это необязательный этап и профи порой обходятся без него. Тем не менее, на мой взгляд, составление плана значительно облегчает дальнейшую работу и делает статью более качественной, так что не стоит им пренебрегать. План статьи обычно представляет собой список ключевых абзацев с кратким упоминанием того, о чём пойдёт речь в этом абзаце. Как строят план статьи? Каждый делает это по-своему. Могу лишь рассказать о том, как это делаю я. Обычно, когда я начинаю готовить план статьи, я беспорядочно записываю на листке бумаги все те факты и те темы, которые я хотел бы затронуть в этой статье, и беру каждую из них в рамочку - впоследствии из каждой такой рамочки родится абзац. Затем выбираю те "рамочки", которые непременно должны идти одна за другой - и соединяю их стрелочками. В результате на листке образуется несколько "цепочек" - и их я, в свою очередь, соединяю между собой, пока не получится одна "цепочка", проходящая через все "рамочки". Если какой-то отдельный факт так и не попадает в эту "цепочку", я либо подыскиваю для него место, либо попросту вычёркиваю его. Когда, наконец, формируется окончательная "цепочка", рядом с каждой "рамочкой" я буквально в двух словах записываю те подробности, которые должны войти в этот абзац. Обычно я даю плану "отлежаться" день или два, затем просматриваю его по новой, иногда исправляю его, после чего сажусь и начинаю писать статью, раскрывая каждую "рамочку" в абзац текста. Затем остаётся лишь добавить заголовок и начало статьи, которые Вы уже придумали во время работы над 3-й лекцией (либо написать новые) и придумать качественное окончание.
Далее, вычитка производится только с листа бумаги, но ни в коем случае не с экрана. Я затрудняюсь дать какое-то логическое объяснение этому правилу, но как мой собственный опыт, так и опыт многих моих знакомых показывает, что такой способ более эффективен.
Читая текст первый раз, обратите внимание на его содержание и структуру:
Затем прочтите статью снова. На этот раз обращайте внимание на следующие моменты:
Записывайтесь на курс "Основы журналистики"!
Ещё раз спасибо за проявленный интерес!
Ольга Рукенглаз,
преподаватель курса "Основы журналистики".