Международный Центр Дистанционного Обучения 'KURSY.RU'

Международный Центр Дистанционного Обучения KURSY.RU

Курс "Пишем музыку на компьютере"

с помощью разных типов программ

Фрагменты лекций

Copyright © 2000 Слава Смеловский

Из 1-й лекции:

Программы все очень разные. Настолько, что вы даже не можете себе представить. Бесполезно и пытаться разложить все по полочкам. Каждый день появляются все новые и новые типы. Человеческая фантазия неистощима. Компании меняют названия, продают себя другим компаниям, сами покупая при этом кого-то. В результате их профиль меняется настолько, что уже непонятно музыкальные ли продукты они создают или что-то совершенно иное. Многие soft-разработки поддерживаются разработчиками hardware: DSP карты, виртуальные миксеры, hard-disk recorders. Появляются целые рабочие станции на базе высокоскоростных процессоров, предназначенные для профессиональной работы со звуком. Цена на качественные программы растет, вместо того чтобы падать. Видно слишком много любителей начинают чувствовать себя профессионалами. Не редкость появление на рынке программ, стоящих 2000-3000$. Впрочем, достаточно я вас попугал. Ведь существует также и черный рынок, Интернет, IRC, ICQ – целая warez-индустрия, позволяющая пользоваться этими же программами за меньшую в несколько раз цену, а подчас и задарма.



Из 2-й лекции:

Б) По умолчанию в окне выбрана закладка sample. Справа от нее изображение папки, на которую и надо кликнуть. Программа предложит вам открыть один из четырех типов файлов, которые она поддерживает – wav, xi, ds и syn. Это очень важно. Но более подробным анализом мы займемся позже. Найдите файл logoff.wav. За второй клавишей, с надписью "C_HC", закрепите файл tada.wav Вы сделали большую часть работы – выбрали необходимые инструменты. Теперь расставим их по местам...

В) Делается это нажатием левой кнопки мыши. Кликните на первый и седьмой квадратики в ряду с инструментом logoff, а затем на четвертый квадрат в ряду с инструментом tada. Если ошибетесь, не беда. Неверно выставленные квадраты стираются нажатием правой кнопки.

Г) Нажмите на рычажок Play. Слышите чудесную музыку? Всецело ваше творение. Перепишите его на кассету и пошлите в какую-нибудь престижную студию звукозаписи. Послали? Покуда вы ожидаете ответа и чека на миллион долларов, мы продолжим.



Из 3-й лекции:

Итак, сотворим что-нибудь гениальное. Откройте файл TUTOR1.WAV (этот файл присутствует, как в дистрибутиве легальной, так и "сломанной" версии Sound Forge). Проиграйте только что открытый файл и подивитесь остроумию создателей программы. Чей-то голос (наверное, одного из разработчиков) мрачно произносит что-то вроде: "с появлением Sound Forge редактирование звуковых файлов стало совсем простым делом". Может и простым, только вот с каждой следующей версией дело это становится все сложнее. Да и DirectX-примочки, которые, понятное дело, Sound Forge поддерживает, помимо новизны ощущений добавляют месяцы бессонных ночей с руководством по эксплуатации и, к тому же, оставляют непреходящее deja-vu (где-то я эту функцию уже видел). Что ни говори, а слышится мне в голосе скрытая ирония (особенно если эту фразу на loop поставить). Естественно, что мы тоже хотим наше мнение в "компутер" затолкать, в mp3 перевести и раскидать по всему Интернету. Микрофон к чему подключать знаете? Нет, не к Pc-Speaker, а к вашей звуковой карточке. Дальше – все как по маслу. File > New. В появившемся окошке укажите параметры записываемого файла: Sample rate, mono/stereo и Sample size. Нажмите на record и прочтите что-нибудь в микрофон, впрочем вы можете также записывать с любого источника: line-in или midi.



Из 4-й лекции:

Конечно же, изучать способ работы с какой-то примочкой лучше всего на основе демонстрационных файлов, идущих с программой. Однако, качество работы так не проверишь. Ни для кого не секрет, что файлы эти подбираются специально. Я, честно говоря, подозреваю, что и шумы в них генерируются при помощи тех же, но развернутых в обратную сторону алгоритмов. Для теста я переписал на компьютер часть какого-то из своих концертов и принялся экспериментировать. Очевидно, что в качестве noiseprint'а стоило выбирать ту часть кассеты, на которой шум уже есть, а музыки еще нет (кстати, теперь, если я записываю какой-то концерт на бытовую аппаратуру, то всегда стараюсь оставить на кассете первую минуту или две с оригинальным шумом, вызванным акустическими особенностями зала). Первым параметром, который привлек мое внимание, стал Noise Bias. К моему немалому удивлению выставленное по умолчанию значение работало лучше всего. Нулевой режим (Reduction mode 0) также дал самый лучший результат. До поры, до времени я не стал их трогать.



Из 5-й лекции:

Иногда мне задают вопрос: "А чего это ты все про PC пишешь? Mac покруче будет". Я делаю непонимающее лицо и спрашиваю в ответ: "Как это?" Спрашивающий поясняет: "Ну, программ музыкальных больше. Красивее они все. Удобнее". На этом месте я спор, как правило, прерываю. Ведь не объяснишь человеку со стороны, что Mac-овские ProTools мало чем отличаются от PC-шной программы WaveLab. Да и сами ProTools с недавнего времени в версии для PC существуют. А с профессионалами я не спорю. Они вообще люди странные. Им привычки менять на поверку оказывается невыполнимой задачей. Они как уселись десять лет назад за Mac, так и приросли к нему. В том, что будущее за большими системами типа Creamware Pulsar, имеющими не только свою собственную операционную систему, но и ни на что не похожее железо, я не сомневаюсь. Однако живем мы в дне сегодняшнем, и на такую систему денег мало у кого хватит. PC есть в каждом доме. Вот я и пишу о нем. Слышу негодующие возгласы владельцев Макинтошей, но ничего поделать с этим не могу... Хотя, постойте. Вот ведь как бывает. Ходишь, думаешь, садишься писать, и ход мыслей как-то резко меняется. Ведь существует в мире фирма Steinberg (www.steinberg.de), производящая музыкальные программы в PC-шной и Mac-овской версиях. Причем, что самое забавное, так это то, что интерфейс у них, ну абсолютно совпадает. Формат используемых файлов один и тот же. Так что владельцы Макинтошей могут прыгать до потолка – эта глава относится в равной степени и к ним. Я собираюсь рассказать о программе Cubase, описание которой – это тяжелые фолианты, занимающие не одну книжную полку специализированных магазинов.



Из 6-й лекции:

Сегодня уже трехлетний ребенок знает, что же такое мультитрэкер. Скажете, что это слишком смелое утверждение? Соглашусь. Приврал. Ну, уж четырехлетний так точно в курсе всего того, что я вам рассказать собираюсь. Хотя, конечно, и от воспитания многое зависит... Ладно, с обязательным для подобных книг вступлением покончили. Перейдем к делу. Поскольку это уже не первая глава посвященная работе с дигитальным звуком, у вас на компьютере должна была собраться целая музыкальная студия. Вместо сложной и накрученной драм-машины – программа Fruity Loops (лекция 2), вместо кучи старых и пыльных секвенсеров – новенький Cubase (лекция 5), а вместо эффектов, занимающих не одну полку – программа Sound Forge (лекция 3)... Полный арсенал. Джентльменский набор звукооператора и композитора. Все бы хорошо, но только вот я постоянно забываю рассказать вам о компьютерном аналоге многоканального магнитофона. Даже не то что бы забываю, просто вы еще были не совсем готовы к данной теме.



Из 7-й лекции:

В профессиональной звукозаписывающей студии можно найти немалое количество предметов, являющихся примером развития самых разных современных технологий: консоли, модули, синтезаторы и, разумеется, микрофоны. Для виртуальной студии на основе PC достаточно давно существуют эмуляции самых различных устройств, и вот только микрофону уделялось не слишком много внимания. Нет, конечно, микрофон ничем не заменишь. Он все также нужен для записи акустических инструментов или голоса. Однако благодаря разработке от компании Antares-Systems (www.antares-systems.com), можно сэкономить достаточно много денег, заменив тот самый микрофон, который так давно хотелось купить и на который по-прежнему не хватает денег, тем, что есть у вас под рукой. Делается это с помощью сложной математической модели. Этот DirectX плагин избавит вас от необходимости покупать дорогие микрофоны и сэкономит тысячу-другую долларов. Сегодня становится ясным, что для создания нового хита одного таланта мало. Необходимо большое капиталовложение в оборудование студии. Компьютер позволяет немного сэкономить. Однако в результате его использования, обработанный им звук слишком "холоден". Таким образом, к созданию новых современных программ было привлечено много математиков, которые занялись разработкой алгоритмов аналогового моделирования поведения разных устройств.



Из 8-й лекции:

Я расскажу в этой главе о том типе программ, который позволяет нам извлекать из наших компьютеров качественные и интересные звуки, позволяя не тратить кучу денег на покупку обычных музыкальных инструментов. Я имею в виду не то, что утилиты эти ужасно дешевы, а тот факт, что музыкальные программы часто "взламываются" и закатываются на диск под общим названием типа "пятьдесят популярных синтезаторов" или "сто музыкальных программ за один доллар".



Из 9-й лекции:

А вот было бы замечательно, если б существовала какая-то программа, которая эти рекламные блоки вырезала и заменяла приятной музыкой. Хотя чего это я о своих проблемах? Давайте я вам лучше расскажу про одну российскую фирму, которая размещала рекламу своих товаров на радио. Люди столкнулись с реальной проблемой. Частенько их реклама не выходила по расписанию. Пришлось этой фирме специального человека нанимать, который слушал этот радиоканал круглые сутки и выписывал на листике время прохождения их рекламного ролика. Чтоб деньги зря не тратить, работу эту должны были выполнять охранники, которые не слишком прилежно относились к данному поручению. И появилось у фирмы желание этот процесс автоматизировать... А знаете ли вы, каким образом работает агентство по охране авторских прав музыкантов? Ведущие радиопередач раз в какое-то время посылают в эту организацию листы, в которых указаны все исполнители. В зависимости от этого выплачиваются деньги. Если ведущий относится к своим обязанностям недобросовестно, то музыкант страдает и достаточно быстро мрет с голоду. А вот бы и этот процесс автоматизировать...



Из 10-й лекции:

Но почти совершенный механизм копирования – не все, что EAC может предложить. Программа поддерживает много внешних компрессоров и кодер-декодеров. Вы можете использовать EAC, чтобы кодировать аудио компакт-диски в MP3 файлы или другой аудиоформат. Так как вы можете использовать почти любой популярный компрессор, вы вольны использовать ваш любимый компрессор в отличие от ситуации с программами подобно AudioCatalyst, которые жестко прикреплены к единственному компрессору.

Другая особенность – функция записи компакт-дисков. EAC может записать компакт-диск с теми устройствами записи, которые он поддерживает. Это означает, что EAC может использоваться как автономное приложение, для того чтобы дублировать аудио компакт-диски. И еще программа денег не просит – достаточно послать автору открытку с видом того места, где вы живете. Перечислю же опции программы вкратце:


Записывайтесь на курс "Пишем музыку на компьютере"!

Ещё раз спасибо за проявленный интерес!

Слава Смеловский,
преподаватель курса "Пишем музыку на компьютере".

Rambler's Top100 Rambler's Top100