Международный Центр Дистанционного Обучения 'KURSY.RU'

Международный Центр Дистанционного Обучения KURSY.RU

Курс "Развитие образной памяти"

и организация внимания

Фрагменты лекций

Copyright © 2000 Нина Иванова

Из 1-й лекции:

Образная память помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Сейчас главенствует логика, мы пользуемся абстрактной (словесной) памятью, образная память выступает только в роли помощника.

[...]

Остаёмся на 30 словах, но добавляем слова - прилагательные, отвечающие на вопрос: какой какая. Первое время 3-4 слова вразброс. Для того, чтобы запоминать эти слова, нужно мысленно (трогать, лизать, поднимать...) выражать своё отношение - приятно, неприятно, скользко, липко и т.д. Включайте полностью свои эмоции! Эмоции и темперамент способствуют более крепкому запечатлению образов в памяти. Желательно, чтобы эмоциональность имела положительный и смешной характер.

Существуют абстрактные слова, которые довольно тяжело представить образом. Например: холод, сырость, надежда, восторг, тепло, грусть, радость, любовь, ожидание, покой. Возьмите и нарисуйте эти слова, не подписывая, в виде знаков, небольших рисунков. Отложите листок и вернитесь к нему через час. Подпишите ваши зарисовки. Всё получилось?



Из 2-й лекции:

Начинаем работу с цифрами, с цифровой информацией. Этот метод можно назвать "цифры-образы". Бытует мнение, что работа с цифрами довольно сложна. Нет, она увлекательна и интересна. И, обычно, цифровая информация всегда меньше, в основном это телефоны, даты, формулы и др. (если, конечно, вы не собираетесь устанавливать рекорды).

Мы уже поработали с образами, привыкли к ним. Попробуем запомнить ряд цифр методом рассказа, то есть, составляя рассказ, вместо слов мы работаем с образами цифр. Образы представляем красочными, живыми, с характером. Для начала берём 15 цифр: 4 2 9 7 6 1 3 8 0 2 9 5 7 4 6 При запоминании ряда цифр, когда цифры повторяются, не используйте одинаковые образы. Поработали: составили рассказ - сделали проверку.

Дополнительный способ запоминания цифровой информации: цифры - цвета. Возьмите лист бумаги, сверху вниз расставьте все десять цифр. Попробуйте "увидеть" цвет каждой цифры, обязательно ответьте: ПОЧЕМУ этого цвета? Напишите ваше цветовое восприятие цифр. Если есть трудности, пришлю выверенный на среднем школьном возрасте весь цветовой код цифр, а ваше дело будет, принять его или нет. Поиграйте с цветами-цифрами, привыкните к ним. Пришлите мне ваш вариант цветов. На следующем занятии будем с этим способом работать.



Из 3-й лекции:

В данный момент неважно, какой будет ответ, главное, что он будет. Вопросы составлены о том, о чём не было сказано, но у каждого из нас есть опыт, есть память на то, что мы когда-то видели и трогали. Это говорит о том, что образы у нас есть! Задайте ещё один вопрос: где располагались ваши образы - как бы впереди, перед собой на столе или как бы в голове, внутри. Если перед собой, это говорит о том, что образы явные, что человек чистый эйдетик. Ничего плохого нет, если образы только в голове, скоро они появятся явно, главное заниматься. По статистике явные эйдетики дети дошкольного возраста, к окончанию средней школы их остаётся малый процент. В наших силах изменить статистику.

[...]

Ещё его можно назвать методом образов. Держать какой-то образ в голове, следить за изменениями, но не сопровождать словами, фразами. Это самый простой метод, но он всё же требует наработки. Если закрыть глаза, то, практически каждый человек, сразу видит какую то картину. Наблюдайте за ней, ощущайте эмоции, но никаких слов. А, если слова появились, то нужно их "удалить", но опять с помощью образов. Например:

Представить слова цыплятами (утятами, котятами...) и разогнать

Представить что вы сидите в воде, а мысли окутывают пузырьки воздуха и они медленно уплывают вверх

[...]

Умение властвовать собой необходимо по разным причинам. Самое главное - это оставаться здоровым. Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили ещё в древности. Реакция организма на любое предъявленное ему требование - это стресс, при этом не важно, приятна или нет вызвавшая его ситуация, важна лишь интенсивность требования. Поскольку жить без стрессов не может никто, надо постараться переносить их с наименьшими нервными затратами, а этому тоже необходимо учиться. Саморегуляция - это доступный нам метод. А саморегуляция на основе нашего воображения - это методика доступная даже маленьким детям.



Из 4-й лекции:

Память - это свойство человеческого мозга запечатлевать, хранить и в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом: что он раньше воспринял, продумал, прожил, сделал. Русский полководец А. В. Суворов весьма удачно заметил, что "память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда следует".

Когда говорят о памяти, людей в основном интересует проблема её развития и совершенствования - все хотят запоминать хорошо и надолго. Существует ряд основных заповедей улучшения памяти - труд, настойчивость и др. Но, к сожалению, в повседневной практике память ухудшается иногда, вроде по независящим от нас причинам.

[...]

Недостаточность щитовидной железы ведёт к следующим последствиям:

  1. Вялость сердечной мышцы, вегето-сосудистая дистония. Плохое кровоснабжение всех органов, особенно мозга и глаз. У человека снижены способности к учёбе, плохая память. Он быстро утомляется, имеет низкий жизненный тонус.
  2. Ухудшение эндокринных процессов, что ведёт к нарушению роста, диспропорции черепа и мозга, медленного полового развития.

Строго говоря, почти 90% детей надо ставить диагноз: первичное слабоумие. Это не означает, что наши дети дураки! Просто их мозг, при недостатке йода, не может воспринимать и удерживать учебную информацию!


Записывайтесь на курс "Развитие образной памяти"!

Ещё раз спасибо за проявленный интерес!

Нина Иванова,
преподаватель курса "Развитие образной памяти".

Rambler's Top100 Rambler's Top100