Международный Центр Дистанционного Обучения 'KURSY.RU'

Международный Центр Дистанционного Обучения KURSY.RU

Курс "Скоростное конспектирование"

"С листа" и "на слух"

Фрагменты лекций

Copyright © 2000 Яценко Виктор Олегович

Из 1-го занятия:

Русский язык обладает 80 % избыточности, т.е. количество лексических единиц на 80 % больше, чем требуется для передачи основного смысла высказывания - это позволяет понимать нам друг друга, несмотря на индивидуальные дефекты произношения, особенности употребления отдельных групп слов, различающихся в различных диалектах, профессиональной или возрастной группах. Для передачи информации в конспекте, особенно, если записи Вы делаете для себя, достаточно использовать информационно значимые 20 %. Но их необходимо уметь выделить и законспектировать в понятном даже через много лет виде...

Во-первых, пропуск гласных, поскольку в русском языке смысловая нагрузка ложится на согласные, а гласные выполняют формообразующую= фрмфрм_ функцию.

Прочитайте текст:

Жрнлст Ал-р Иванвч Загорулько провёл смстятельное исслдвние распрдления гумнтарной пмщи среди мнгодетных семей нашго грда.

В течении недели законспектируйте по три абзаца в день журнальных статей, используя только приём "пропуск гласных". (Для студентов целесообразно пользоваться этим приёмом постоянно, постепенно увеличивая объём сокращений в конспектах.) Цель упражнения: отработать до автоматизма навык "сворачивания" и "разворачивания" информации, заключённой в текстах с использованием сокращений...

Следующая лекция будет выслана Вам после предъявления 3 законспектированных статей (лекций) с использованием всех видов сокращений.



Из 2-го занятия:

Слово имеет следующие части: приставка, корень, суффикс, окончание.

Смыслообразующая функция остаётся за корнем, и, заменив корень пиктограммой или сокращением (Н. Г. Чернышевский использовал вместо записи слова "жизнь" сокращение "жзь"), мы ускоряем процесс записи целого ряда однокоренных слов без ослабления восприятия и понимания этих слов.

Мы можем, используя одно и тоже сокращение, обозначить прочтение слова как существительного, глагола, прилагательного, если введём в свою систему сокращений дополнительных значков:

~ признак существительного реш~ (решение);

& признак прилагательного реш& (решительный);

без хвостика - глагол реш (решать).

Суффиксы выполняют словообразующую= сл%щую (% - образ) функцию:

Классический, практический, фактический => (в математике этот значок читают как "следовательно") классий, прктий, фактий.

Введя условное обозначение для продуктивных (т. е. таких, с помощью которых образуют много новых слов) суффиксов мы значительно ускоряем процесс записи и при этом не страдает процесс понимания при чтении.

Вот, например, условное значение, применяемое автором для суффикса "ск"= ?:



Из 3-го занятия:

Георг Кантор дал им название "кванторов":

[пропущено...]

~: "социальный", смотрите - ~л№ий = социологический; ~Ш = социальная психология; ~оШл№ий=социально-психологический.

L: "пусть" (английское Let)

Помните, применяемые Вами обозначения-кванторы должны быть легко Вами "читаемыми", лучше всего, если они выбраны Вами по ассоциативному признаку.

Выполните следующее упражнение: трансформируйте фразу:

В результате специальных исследований, проведённых учёными, установлено, что самым распространённым элементом в земной коре следует считать кислород, он составляет 49,13 %, а вот самым редким элементом признан инертный газ ксенон, его меньше, чем кислорода в 6 миллиардов раз.



Из 4-го занятия:

Электромашины бывают двух типов: двигатели и генераторы.

[схема "Эл/машины"]

Самолёт состоит из следующих основных частей: фюзеляж, крылья, оперение. Оперение, в свою очередь - из стабилизатора и киля.

[схема "Самолёт"]

Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

[схема "Потребности"]



Из 5-го занятия:

Вы можете в дополнение к рубрикации конспекта ввести цветовую идентификацию различных частей. К примеру, часть конспекта, обозначенную преподавателем как необходимую для сдачи экзамена, выделяете или обводите определённым цветом. Это позволит Вам легко найти впоследствии в конспекте необходимый материал при подготовке к экзаменам.

При ведении протокола заседания профсоюзного комитета Вы разным цветом можете обозначать разных выступающих, впоследствии легче будет делать выписки из протокола.

Если Вы психолог записывающий наблюдения за выполнением условий эксперимента, Вы можете цветом обозначать эмоциональную реакцию испытуемых на введение различных заданий.

Если Вам приходится дополнять материал, к каким-нибудь записям, сделанным в прошлом, и Вы хотите, чтобы весь материал был в одном месте, несмотря на то, что свободного места на этой странице уже нет, то рекомендую воспользоваться доклеиванием. Новый лист Вы доклеиваете к полям снизу или сбоку.


Записывайтесь на курс "Скоростное конспектирование"!

Ещё раз спасибо за проявленный интерес!

Яценко Виктор Олегович,
преподаватель курса "Скоростное конспектирование".

Rambler's Top100 Rambler's Top100